РЕЛИГИЯ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Если посмотреть на известную историю человечества, то за послед-
ние примерно 6000 лет сколько- нибудь заметное влияние на сознание зна-
чительных масс людей атеистическая идеология оказывала только два раза
и то на давольно короткое время. Я имею в виду философию вайшешиков в
древней Индии 3000-летней давности и идеологию коммунизма в Восточной
Европе текущего 20-го века. Отсюда можно заключить, что всё богатство
мировой культуры было накоплено в тесном взаимодействии с религией,
с верой людей в Бога. Веру надо признать обязательным элементом любой
культуры. Даже в атеистических культурах философские и естественно-
научные знания строятся на постулатах, которые принципиально принима-
ются на веру.
На большом числе примеров новейшей истории России, Европы и Аме-
рики можно показать, что чем больше люди отходят от религиозных мораль-
но-этических норм, тем более масштабы нравственных пороков общества.
Последне время семемильными шагами шествует по планете наркомания,
пьянство и наследственные болезни, ухудшаются демографические парамет-
ры человечества. При возрастающей технической мощи мировой цивилизации
неуклонно ухудшаются физические и психические характеристики человека.
Естественное чувство самосохранения заставляет живой организм
искать и находить эффективные средства защиты, находить иные более
безопасные пути развития и способы бытия. Каждый человек, каждый народ,
являясь живым организмом, также ищет пути и средства стабильной жизни
и надежной дальней перспективы для своих потомков. Эти чувства, эти на-
строени хороши знакомы почти любой женщине.
Многие люди сегодня интуитивно или осознанно чувствуют, ищут и
видят такие средства и пути в возврате к коренным религиям, к тем рели-
гиям, на основе которых и сложилась культурно-историческая общность и
социально-этическая среда, к котрой в свою очередь принадлежит данный
человек.
Если говорить о России, то таким духовным стержнем для неё и её
народа является Православие. Можно приводить разные примеры из истории
нашей страны, но исторический факт состоит в том, что именно эта духов-
ная основа обеспечила 1000-летнее её бытие и вызвала к жизни всё то хо-
рошее, чем мы гордимся: русскую живопись и иконопись, русскую поэзию и
литературу, русскую религиозную философию и русскую музыку. Всемирно
известный русский писатель Ф.М.Достоевский говорил, что без Православия
русский человек ничто. Православным себя мыслил А.С.Пушкин, М.И.Глинка,
Н.В.Гоголь, А.П.Бородин,Андрей Рублёв, Максим Грек,Владимир Соловьев,
Константин Леонтьев, М.В.Ломоносов(к стати,круг его интересов очень
соответствует перечню факультетов нашего училища), Александр Иванов,
Николай Ге, Василий Суриков и многие и многие другие деятели русской и
мировой культуры. Православие вошло в архитип руских, украинцев, бело-
руссов, других славян и многих неславян, таких как карелы,мордва,чува-
ши,вепсы, мари,коми, муро,мещера,грузины,греки и т.д.
Православие утверждает: "Бог есть дух:и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине"[Ин.4,24]. Это есть утверждение духовной
основы жизни.
В русской православной традиции принято определять душевное состо-
яние человека ,как находящееся в духе или не в духе. Нередко можно слы-
шать замечание:он сегодня не в духе или н оборот в духе, что равносильно
утверждению: он сегодня в Боге или не в Боге. Подобные высказывания сви-
детельствуют о том, что русское православное сознание всегда воспринима-
ет духовную составляющую бытия как неотъемлимую часть жизни, как пребы-
вание человека в Боге или не в Боге. Особенностью православного созна-
ния является также и то,что оно не столько стремится формально-научно
оценить факт прибывания человека в духе или не в духе, сколько нацелить
его на живую потребность стяжания Духа. В этом отношение Православия к
миру.
"Если любите Меня,соблюдайте Мои заповеди. И Я умолю Отца ,и даст
вам другого Утешителя,да пребудет с вами вовек,Дух истины,Которого мир
не может принять,потому что не видит Его и не знАет Его; вы знаете Его,
ибо Он с вами пребывает и в вас будет"[Ин.14,15-17].
"Утешитель же,Дух Святый,Которого пошлет Отец во имя Мое,научит
вас всему и напомнит вам все,что Я говорил вам."[Ин.14,26].
Дух является общей скрепой всего живого. В этом общая мировоззрен-
ческая позиция православно верующего. А как Праволсавие определяет отно-
шение к человеку ? Это видно из следующих евангельских слов.
"Я о них молю:не о всем мире молю,но о тех,которых 'ы д л Мне,потому
что они 'вои. И все Мое 'вое, и 'вое Мое; и Я просл вился в них. Я уже не
в мире, но они в мире, Я к 'ебе иду. Отце 'вятый! соблюди их во имя 'вое,
тех,которых 'ы д л Мне, чтобы они были едино,к к и Мы."[Ин.17,9-11].
Дух н с одухотворяет и соединяет в Боге,обр зует т инственный и не-
победимый орг низм,именуемый Христовой Церковью,н полняет пр восл вных
евх ристической р достью и тем с мым д ет христи н м возможность выйти з
пределы н шей человеческой огр ниченности и соединиться в вечности с Пре-
святою 'роицей.
Cвятый Дух,единосущный и нер здельный во 'вятей 'роице,обр зует н с
во едино с Господом н шим и Искупителем Иисусом Христом,дел ет н с т кже
едиными сердцем и едиными усты. Дух истины н уч ет пр восл вных р спозн -
в ть свет и тьму, р спозн в ть духов непр вды и обм н ,отвр щ ет н с от
телеотр вы и современной печ тной м кул туры. Дух любви н уч ет р злич ть
и оберег ет н с от духов злобы,р звр т и р зрушения,духов пр здности и
уныния,д ет н м верное чувство духовно близких н м и родных людей.
"Когд же приидет Он,Дух истины,то н ст вит в с н всякую истину:
ибо не от 'ебя говорить будет,но будет говорить,что услышит,и будущее воз-
вестит в м. Вcе,что имеет Отец,есть Мое;потому Я ск з л,что от Моего возь-
мет и возвестит в м."[Ин.16,13-14]. И это действительно случилось, мы
пр зднуем великий и чудесный день Пр восл вной П схи и духоносного свято-
го огня, великий день Пятидесятницы и Духов день. Н м открыто будущее от-
кровениями перво постол и ев нгелист свят го Ио нн Богослов .
Для кого сегодня стр шны и губительны с т нинские собл зны? Для тех,
кто сл б душой и под тлив телом,кто стр д ет неверием или м ловерием,кто
н ходится не в духе любви и истины. Кто не готов нести свой крест,кто не
зн ет ев нгельского слов и кто ищет легкой жизни,комфорт , быстрого успе-
х ,обилия колб сы и удовлетворения прогрессирующих общечеловеческих потре-
бностей и сл бостей. Особенно с т нинск я детель стр шн и губительн для
детей,доверчиво стремящихся ко всему новому и яркому,не умеющих четко р з-
личить добро и зло,дух истины и дух лжи. Им трудно понять обр щенные
т кже и к ним слов Господ и 'п с :"'т р йтесь не о пище телесной,но о
пище, пребыв ющей в жизнь вечную,которую д л в м 'ын Человеческий; ибо н
Нем положил печ ть 'вою Отец,Бог"[Ин.6,27]. Зн я все это,именно н них,н
н ших детей и внуков, с особой стр стью и з ртом устремился в последнее
время губитель душ,вр г род человеческого - с т н со своими подручными
бес ми,к к местными т к и импортными,используя широкий рсен л политичес-
ких,экономических,технических,информ ционных и других трюков,д бы уловить
неокрепшие души, уводя их в ф нт стические д ли,те тры бсурд и верту ль-
ные ре льности, м скируя свои кровож дные пл ны словесной шелухой о свобо-
де и пр в х человек ,з щите сл бых и общечеловеческих ценностях потребле-
ния и удовольстий. Весьм пок з тельно,что с т не н иболее нен вистны се-
годня именно пр восл вные и пр восл вн я 'ербия и Россия. Именно н них
он прежде всего выплевыв ет яд своего богоборческого нутр .
"Ибо всякий,дел ющий злое,нен видит свет и не идет к свету,чтобы не
обличились дел его,потому что они злы. А поступ ющий по пр вде идет к
свету, д бы явнее были дел его,потому что они в Боге содел ны"[Ин.3,20
-21].
Жизнь -это поиск,поиск истины и любви. Кто этого не поним ет,кто не
ищет,то умир ет,умир ет н вечно. Эти вещи постиг ются в Духе,в Духе Пр во-
сл вия.
"Я есм лоз , вы ветви;кто пребыв ет во Мне, и Я в нем,тот приносит
много плод ;ибо без Меня не можете дел ть ничего. Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон,к к ветвь,и з сохнет; т кие ветви собир ют и брос ют в
огонь,и они сгор ют. Если пребудете во Мне и слов Мои в в с пребудут,то,
чего ни пожел ете,просите,и будет в м. 'ем просл вится Отец Мой,если вы
принесете много плод ,и будете Моими ученик ми. К к возлюбил Меня Отец,
и Я возлюбил в с;пребудьте в любви Моей"[Ин.15,5-9].
Пр восл вных,конечно,не н до угов рив ть жить в духе со Христом. Для
них это с моочевидно. Но к к избеж ть в этом истинном своем устремлении
собл зн ? Лук вый не дремлет. К к понять без сомнения,что ты пребыв ешь в
Духе, не в прелести ? В этой духовной трудности для н с сп сительны т кие
слов Господни: "Дух животворит;плоть не пользует ним ло. 'лов ,которые
говорю Я в м, суть дух и жизнь"[Ин.6,63].
Эти бл год тные ев нгельские слов для верующего человек чрезвыч й-
но в жны, потому к к они вр зумляют его,что,пребыв я в слове Христовом,он
пребыв ет одновременно в духе и жизни. Через Ев нгелия н м открыт истинный
путь к Духу и жизни вечной, следов тьно для стяж ния их н м ч ще нужно об-
р щ ться к Книге книг,к 'вятому Пред нию,молитвенному опыту святых отцев.
Но вер без дел мертв и Дух Истины и Любви утвержд ется в крестном под-
виге. Через этот подвиг должен пройти к ждый христи нин,вся н ш Пр восл в-
н я Церковь и н ш многостр д льн я Отчизн ,чтобы снов окрепнуть в Духе.
"Рожденные от плоти есть плоть, рожденные от Дух есть дух."[Ин.3,6].
И сегодня почти все н роды и госуд рств пост влены Богом перед реш ющим
выбором между плотью и духом. Перед этим выбором стоит и н ш н род:либо он
послуш ет з п дных и ближневосточных коробейников и поп дет в дьявольскую
з п дню з п дной цивилиз ции плоти и похоти,либо он ост нется верен духу
отцев,духу Пр восл вия и д льее понесет бл год тный крест Воскресения.
"Дух дышит,где хочет,и голос его слышишь, не зн ешь,откуд приходит
и куд уходит:т к быв ет со всяким,рожденным от Дух "[Ин.3,8]. Чудны дел
Божии и безгр ничн Его милость. ' этим ост нимся верными 'вятой нер з-
дельной 'роице и искупительной жертве Христ !
К к много утешительного и жизнеутвержд ющего содерж т ев нгельские
слов ,соединяя н с во Христе и Духе,они стокр тно умнож ют н шу веру и н -
ши силы. Они н с усыновляют и удочеряют,дел ют н с бр тьями и сестр ми.
"А тем,которые приняли Его,веруюшим во имя Его,д л вл сть быть ч д ми
Божиими,которые ни от крови,ни от хотения плоти,ни от хотения муж ,но от
Бог родились"[Ин.1,12-13].
"И з них Я посвящ ю 'ебя,чтобы и они были освящены истиною. Не о них
же только молю,о и о верующих в Меня по слову их: д будет все едино ;к к
'ы,Отце, во Мне,и Я в 'ебе, т к и они д будут в Н с едино, -д уверует
мир, что 'ы посл л Меня. И сл ву,которую 'ы д л Мне, Я д л им: д будут
едино,к к Мы едино. Я в них,и 'ы во мне; д будут совершены воедино, и д
позн ет мир что 'ы посл л Меня и возлюбил их, к к возлюбил Меня. Отце!
которых 'ы д л Мне, хочу,чтобы т м, где Я, и они были со мною,д видят
сл ву Мою,которую 'ы д л Мне, потому что возлюбил Меня прежде основ ния
мир . Отце пр ведный! и мир 'ебя не позн л; Я позн л 'ебя, и сии позн -
ли, что 'ы посл л Меня. И Я открыл им имя 'вое и открою,д любовь, кото-
рую 'ы возлюбил Меня,в них будет, и Я в них."[Ин.17,19-26].
. 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000